География О компании Услуги Контакты Информация  
 
Информация
Стартовая страница  
   


РАЗДЕЛЫ
 
 


РЕКЛАМА
 



Поругались

Российская розница в очередной раз — причем публично — показала зубы. Да что там зубы — клыки! В начале декабря шесть крупнейших российских сетей по продаже бытовой техники и электроники объявили обструкцию российскому офису Panasonic, отказавшись закупать и продавать продукцию компании. «Бизнес-журнал» попытался разобраться в перипетиях громкого скандала.

В зале, битком набитом представителями прессы (не каждый день такое происходит!), консолидированную позицию изложили главы «Евросети», «Связного», «Эльдорадо», «М.Видео», «Техносилы» и «Мира». Ориентируясь на имеющиеся данные, можно утверждать, что за столом в президиуме оказались люди, контролирующие около 60% розничного рынка электроники в стране. Инициативу поддержал и Александр Онищук, президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).

Так что же случилось?

Униженные и оскорбленные

Основной причиной, побудившей ритейлеров публично высказать свое недоверие к вендору, стало «незаконное ведение бизнеса» компанией Panasonic в России. Как отметили представители сетей, органы надзора зарегистрировали случаи ввоза товара без уплаты таможенных пошлин, а также «серой» техники. Максим Ноготков, президент группы «Связной», пояснил: компания-производитель находится в более выгодном положении, чем конкуренты, если ее товар попадает в страну контрабандным путем, то есть без уплаты пошлины в 35%.

Кроме того, организаторы пресс-конференции заявили, что Panasonic отказывается от заключения договоров о поставках своей продукции на условиях прямого импорта. Так, Евгений Чичваркин, председатель совета директоров компании «Евросеть», по его словам, уже долгое время ведет «безрезультатные переговоры» с менеджерами Panasonic о заключении договора прямого импорта телефонов DECT.

— У нас есть прямой контракт с Panasonic на DECT, но все равно приобрести у этой компании мы ничего не можем. Раз уж так откровенно заговорили, скажу, что как-то мы взяли наличные деньги, поехали на Савеловский рынок и там купили очень большую партию телефонов DECT, чтобы продавать в своих магазинах, — признался в своем выступлении Евгений Кабанов, генеральный директор компании «Мир».

По словам президента компании «Эльдорадо» Игоря Яковлева, прекращение продажи продукции Panasonic не принесет российским компаниям убытков. В стране представлено большое количество торговых марок потребительской электроники, которые легко заполнят образовавшуюся нишу (доля Panasonic на российском рынке аудио- видеотехники составляет, по разным оценкам, от 5 до 10%, в сегменте бытовой техники — 1%).

— Продукт Panasonic очень хорош по своим техническим характеристикам, но мы не можем работать с компанией, которая повернута к легальным и крупным участникам рынка задней частью спины, «отгружая» свою продукцию только семи компаниям, лично связанным с конкретными менеджерами российского представительства Panasonic, — заявил Евгений Чичваркин. — Мы уже два года назад начали покупать телефоны Panasonic по остаточному принципу. Сейчас же осталось только распродать несколько сотен штук в декабре — новые трубки этой марки закупать мы больше не будем.

На какой результат рассчитывают организаторы воспитательной акции? Итогом должен стать «удар кулаком по столу в компании Panasonic», что даст зеленый свет прямому импорту и свертыванию «серых схем». Александр Онищук заявил, что инициатива сетевиков будет способствовать скорейшей легализации рынка и созданию равных конкурентных условий. Кроме того, выступавшие ратовали за снижение или даже полную отмену таможенных пошлин на ввозимые в Россию запчасти и составляющие для электроники.

Оклеветали

На следующий день после нашумевшей пресс-конференции появился официальный пресс-релиз Panasonic CIS, в котором выражалось полное несогласие с обвинениями в адрес компании: «В официальном заявлении российских ритейлеров говорится о случаях незаконного ввоза товаров нашей компанией. Считаем это утверждение абсолютно голословным и намерены ответить на подобные выпады в законном порядке. Строгое соответствие законам является главным принципом деятельности компании Panasonic во всем мире, и мы можем с уверенностью заявить, что не существует ни единого факта незаконной деятельности Panasonic на территории России».

— Утверждение Евгения Чичваркина о том, что поставки техники нашей компании в Россию осуществляются через семь посреднических компаний, не имеет под собой никакой почвы, — заявил «Бизнес-журналу» Антон Семенов, генеральный менеджер бытовой электроники Panasonic. — Эта фраза — самая непонятная во всей истории. Что он хотел сказать, совершенно не ясно. Мы не работаем с нелегальными участниками рынка, и вообще партнеров у нас много.

Кроме того, в пресс-релизе утверждалось, что Panasonic одним из первых среди зарубежных производителей создал одноименную российскую компанию как раз для того, чтобы расширять прямой и официальный импорт в Россию: «В апреле 2006 года мы стали первыми, кто начал прямые поставки в Россию автомобильной аудиоэлектроники».

В защиту вендора выступила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, которая решила провести встречи с представителями конфликтующих сторон. По мнению чиновников, действия крупнейших российских ритейлеров о приостановлении продажи продукции Panasonic могут содержать признаки нарушения статьи 11-й федерального закона «О защите конкуренции».

По словам Юлии Осиповой, юриста компании Roche & Duffay, указанная статья прямо предусматривает запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами или их согласованные действия на товарном рынке, если это приводит или может привести к «экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками)…». «При этом указанный закон не предусматривает каких-либо ограничений или запретов на заключение «вертикальных» соглашений1 — они признаются допустимыми. В этом случае «вертикальным» будет соглашение между Panasonic и продавцом, — поясняет Юлия Осипова. — Так, в соответствии со статьей 12 рассматриваемого закона допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением финансовых организаций), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Panasonic не содержится».

Мы — лучше!

Что стало катализатором столь резкой реакции со стороны ведущих ритейлеров? Эксперты рынка считают, что отказаться от работы с Panasonic их заставило прежде всего появление нового мощного конкурента — немецкой компании Media Markt, недавно открывшей два магазина в России. (Это крупнейшая сеть магазинов электроники в Европе, которая входит в Metro Group. Компания контролирует более 400 магазинов, выручка в 2005 году — 13,3 млрд евро.) Media Markt ведет активную демпинговую политику, продавая многие товары — в том числе и марки Panasonic — на 10–50% дешевле, чем российские ритейлеры. При этом специалисты считают, что даже с двумя магазинами компания в состоянии обрушить московский рынок электроники. Так, телефоны стандарта DECT Media Markt продает на 6% ниже средней отпускной цены, то есть на грани рентабельности. Однако гигант может себе это позволить, поскольку имеет за плечами мощный финансовый ресурс в лице Metro Group. Наконец, такими же методами действуют и крупные российские сети в регионах, выдавливая конкурентов предельно низкими ценами.

— В Media Markt наш товар появился по ценам, гораздо ниже разумных и понятных розничных. Это явно послужило раздражителем для шести ритейлеров. Все они уверены, что сделано это было под нашим патронажем, — поясняет Антон Семенов. — На самом же деле, когда мы узнали об акции Media Markt, нас самих это повергло в шок.

— Если проанализировать ситуацию, сложившуюся на рынке бытовой техники и электроники, становится очевидным: прекращение закупок продукции Panasonic шестью ведущими ритейлерами обусловлено не столько борьбой за легальность электронного рынка, сколько опасением утратить часть прибыли вследствие появления нового игрока — Media Markt, — уверен Андрей Торянников, ведущий юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф». — Ведь последняя компания торгует продукцией Panasonic по ценам ниже, чем у конкурентов. Кроме того, причина этой акции состоит и в желании игроков показать производителям, что они представляют собой силу, с которой необходимо считаться.

Так что же, российские ритейлеры объединились именно против Media Markt, а претензии к Panasonic — лишь повод? Версия вполне правдоподобная. Косвенное подтверждение тому — воззвания российских сетевиков к патриотическим чувствам журналистов:

— Когда иностранный ритейлер хочет войти в Россию, мы, выражаясь Жениным языком (Евгения Чичваркина — Ред.), радостно снимаем штаны от счастья. Мол, привлекаются иностранные инвестиции. А мне кажется, иностранные инвестиции должны быть привлечены в промышленность, производство, ноу-хау, — заявил Александр Зайонц, президент «М.Видео». — Гордость всех стран мира — отечественные, свои розничные сети. Чем гордится Америка? Не «Боингами», а своей сетью Wal-Mart. А Великобритания? Демократией, которой 500 лет? Нет, Tesco!

По словам Александра Зайонца, сегодня российский розничный рынок вносит такой же вклад в ВВП, как и топливно-энергетический комплекс, а есть компании, которые могут «держать» 30% рынка нашей страны: «Мы везде читаем о том, как нам повезло с нефтью, газом, светом, а о том, что есть такие замечательные компании, которые уникальны даже по международным меркам, не говорят. «Газпром» попал в «Форбс». Давайте, пусть туда попадет «Евросеть»! Ребята, ну вы, как четвертая власть, нам тоже помогите, вы должны понимать, что мы лучше, чем западные сети!»

Однако вернемся к Panasonic. Пострадала ли репутация компании? Андрей Торянников уверен, что так как с «советского» периода для россиян продукция под брэндом Panasonic служит показателем высокого качества, то заявление российских ритейлеров не заставит потребителя отказаться от полюбившейся продукции. Возможные потери будут связаны только с отказом торговых компаний закупать продукцию Panasonic и, как следствие, c сокращением объемов продаж.

— На самом деле пострадают все. Такой скандал никому не нужен, — утверждает Андрей Семенов. — Когда мы начали говорить с каждым из ритейлеров, объясняя свою позицию, стало гораздо спокойнее, исчезла нервозность.

Последует ли продолжение? По оценкам Андрея Семенова, все зависит от Media Markt. «Если компания и дальше будет вести такую политику, то в перспективе со стороны ритейлеров могут быть рецидивы — и даже посерьезнее». Напомним, скоро откроются магазины Media Markt в Санкт-Петербурге, а затем и в других городах. И никто не представляет, какие цены будут там.

Что касается руководителей российских сетей, то они настроены весьма решительно. «Наши консолидированные действия уже давно ведутся и будут продолжены. Мы знакомы друг с другом не первый день. Кроме того, у нас есть ассоциация РАТЭК, одна из целей которой — наведение порядка», — грозно напомнил Евгений Кабанов.

Так что, похоже, продолжение все-таки последует.

Александр Кузнецов

Бизнес журнал

 
Copyright © 2002-2015,
Агентство стимулирования
продаж «BTL Studio»

Тел: +7 968 439 15 86
e-mail: studio@btl.su
Разработка сайта — ИнтекМедиа  Создание сайта:
«ИнтекМедиа»
CMS Aquilon. Система управления контентом. Content management system.  Технология:
 CMS «Aquilon»
 

При перепечатке материалов или использовании фотоматериалов ссылка на www.btl.su обязательна.