География О компании Услуги Контакты Информация  
 
Информация
Стартовая страница  
   


РАЗДЕЛЫ
 
 


РЕКЛАМА
 



Лейся, песня

К концу десятилетия четверть всех музыкальных композиций в мире будет попадать к слушателям по цифровым каналам — через Интернет и сети операторов мобильной связи. Если же учесть массовое распространение цифровых аудиоплееров, в том числе интегрированных в мобильные телефоны, становится ясно: новые форматы и правда побеждают. Однако в России легальный бизнес по продаже цифровой музыки до сих пор выглядит сомнительным предприятием. За это нам следует благодарить пиратов, а отчасти и законодателей.

В прошлом году с использованием цифровых каналов во всем мире было продано музыкальных композиций на общую сумму два миллиарда долларов. Цивилизованный мир быстро привыкает к удобству приобретения произведений любимых исполнителей через Интернет или при помощи мобильных сервисов. Вот только российским первопроходцам этого рынка похвастаться нечем.

Согласно оценкам аналитиков ИК «Финам», в 2006 году объем рынка официально распространяемой в онлайне музыки составил у нас не более 180 тысяч долларов. Да, по прогнозам, в текущем году доходы нескольких легальных российских онлайновых музыкальных магазинов вырастут более чем втрое. Но в абсолютном выражении общая сумма продаж останется столь же смехотворной.

В России не любят музыку и не знают, как пользоваться цифровыми устройствами? Да нет же, любят и знают! Еще и других научить можем. Вот только до сих пор реализацией музыкальных композиций в Рунете безнаказанно ведают пираты, обороты которых несопоставимо выше, чем у немногочисленных легальных продавцов.

Объем теневого сегмента цифровой музыки директор Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам» Элина Юрина оценивает в пять миллионов долларов. Если же присовокупить результаты продаж интернет-магазинов, работающих по договорам с так называемыми обществами по коллективному управлению правами (РОМС, ФАИР и иже с ними), получится не менее 11 миллионов долларов. Почему магазины оказались в одной группе с распространителями контрафактной аудиопродукции? Строго говоря, согласно действующему законодательству такие магазины считаются вполне легальными. Однако мейджоры давно требовали от российских властей пресечь этот канал распространения музыкальных произведений, считая «торговцев на договоре» такими же пиратами.

С 1 января 2008 года, когда вступит в действие 4-я часть Гражданского кодекса РФ, эта схема окажется вне закона. Отныне юридическую силу в России будут иметь исключительно прямые договоры между владельцами прав и участниками розничной торговли. Ожидалось, что тут-то все как раз и наладится. Однако выясняется, что законодательные новации очень трудно реализовать на практике.

— Необходимость заключать прямые договоры с правообладателями сделает деятельность крупных онлайновых магазинов невозможной, — предсказывает Элина Юрина. — Они просто не смогут получить разрешение на использование каждого объекта1 по отдельности. Маленькие же торговые точки не будут пользоваться популярностью, поскольку обречены на скудный ассортимент.

Как следствие, владельцы небольших онлайновых магазинов либо свернут свои проекты, либо попытаются расширить выбор товаров за счет нелегального контента. Третьего не дано.

Хотели как лучше

В ассортименте крупнейшего онлайнового музыкального магазина iTunes значится сегодня более шести миллионов песен, полмиллиона фильмов и столько же телевизионных шоу. Но даже такому гиганту, как Apple, не удалось бы предложить аудио- и видеофилам такое разнообразие, если бы пришлось заключать отдельный договор с каждым исполнителем.
«На Западе сложилась другая схема, в которой ключевая роль отводится дистрибьюторам, выполняющим функции посредников между огромным количеством правообладателей и цифровыми магазинами, — поясняет главный эксперт ИА InterMedia Александр Тихонов. — Дистрибьюторы «очищают» все права, готовят их к продаже, а также приводят музыкальные произведения в соответствие с требованиями конкретного магазина. В итоге ритейлерам остается только выставить их на свои виртуальные витрины». По сути, это еще один пример реализации классического трехуровневого канала сбыта: дистрибьюторы-оптовики не просто избавляют множество реселлеров и производителей от необходимости заключать двусторонние соглашения, но и создают добавленную стоимость. Но авторов 4-й главы ГК РФ такая логика не устроила. В итоге то, что предстоит пережить российским розничным продавцам цифровой музыки с наступлением 2008 года, Александр Тихонов деликатно именует «головной болью».

Правильное в целом начинание, по всем признакам, окажется технически невыполнимым. «Эффективная система продаж возможна только при наличии гигантских ресурсов, — подчеркивает Тихонов. — Как только вступит в силу новый закон, участники рынка потонут в бумажной волоките, которая будет тормозить бизнес».

Несмотря ни на что гендиректор проекта SoundKey.ru Соня Соколова уверена: с 1 января правовые основы бизнеса станут куда более четкими и регламентированными. Однако руководитель музыкального магазина Yanga! Александр Кузнецов настаивает: новый закон существенно ограничит возможности «правильной и адекватной» работы с интеллектуальной собственностью. «Если прежде все усилия наших законотворцев были направлены на гармонизацию российского авторского права с международным, то 4-я часть ГК отбрасывает нас на много лет назад», — жалуется Кузнецов.

ДДело, разумеется, не только в законах, но и в их реализации. Даже имеющейся нормативной базы было вполне достаточно для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование бизнеса по продаже цифровой музыки через Интернет. Да и для пресечения деятельности пиратов принятых законов хватает, полагает директор юридического департамента группы компаний Softline Владимир Разуваев. Однако депутаты сами разводят перед телекамерами руками: Дума выстреливает новые законы с неумолимостью станкового пулемета, однако многие из них почему-то «не работают».

Не корысти ради

Самое неприятное в деятельности легальных продавцов музыки — необходимость конкурировать с пиратами. «Количество магазинов, торгующих контрафактными произведениями, растет с каждым днем. Да и прибыли их тоже ощутимо увеличились, — говорит Александр Кузнецов. — Ничего удивительного. В стране произошел бурный рост числа пользователей Интернета, люди начали активно тратить деньги в Сети. По моим данным, средний рост доходов пиратских магазинов за этот год превысил 300%».

«Чистыми» музыкальными произведениями в Рунете сегодня торгуют только те компании, учредители которых приняли твердое решение застолбить участок, постепенно приручать покупателей — и ждать. Ждать в надежде на позитивные изменения.

— О прибыльности мы поговорим, когда будут выполнены планы выхода проекта на окупаемость, — изящно отмахивается от вопросов «Бизнес-журнала» Соня Соколова. — Сейчас Soundkey развивается очень динамично, согласно бизнес-плану и даже несколько его опережая.

Не удается заставить озвучить конкретные цифры и Сергея Жукова, основателя и совладельца музыкального магазина Mp3.ru. «Пока мы работаем в тестовом режиме, поэтому называть сейчас какие-то цифры, а уж тем более говорить, что музыка — это прибыльно, было бы неверно», — честно говорит Сергей. По его словам, все компании, легально торгующие музыкой в Интернете, до сих пор работают на идею и на капитализацию, но уж никак не «на карман».

Кстати, с капитализацией у Mp3.ru все в порядке. Одно только доменное имя магазина, по разным данным, оценивается в сумму от 0,5 до 2,5 млн долларов. «Для музыкального портала лучшего названия не придумаешь, — уверен Жуков. — Когда люди ищут в Сети музыку, первое, что они набирают, — «mp3». И сразу же попадают к нам. И хорошо, что к нам, а не на пиратский ресурс!»

Однако «попасть» еще не значит «купить». Небогатый ассортимент легальных российских музыкальных магазинов в Интернете, который еще больше сократится с нового года, не слишком привлекает пользователей. Не найдя того, за чем они пришли, покупатели уходят.

До сих пор желаемое меломаны обнаруживали у пиратов. И если даже после вступления в действие 4-й главы ГК РФ за черный рынок музыки в Интернете и правда возьмутся, лазейки все равно останутся. Те, кому позарез понадобится скачать несколько песен с нового альбома любимой группы, пополнят ряды участников файлообменных сетей, уверена Элина Юрина: «При отсутствии возможностей получить легальный контент в России начнется бум пиринговых сетей, что сделает вероятным предъявление исков уже рядовым российским гражданам, как это происходит сейчас с американцами».

И хочется и колется

Участники российского рынка цифровой музыкальной розницы уверены: вместо того чтобы готовиться предъявлять иски (к тому же «всех не переловите!»), гигантам звукозаписи, возможно, стоило бы скорректировать свою ценовую политику сообразно российским условиям. После 1 января бедность виртуальных витрин придется списывать на невозможность заключить отдельные договоры со всеми исполнителями, раз уж так решили законодатели. Но в нынешнем небогатом выборе легальных аудиозаписей в российских интернет-магазинах во многом виноваты и мейджоры.

По словам Александра Тихонова (InterMedia), крупные звукозаписывающие компании требуют непомерно высоких платежей за возможность доступа к своим каталогам: «Это слишком большие деньги для магазина, находящегося в фазе становления».

Невозможность договориться с мейджорами о приемлемых условиях — большая проблема всего российского музыкального рынка, подтверждает Сергей Жуков. «Как частный предприниматель, я не могу платить ежегодно за каталог 200 тысяч долларов. А именно таких денег требуют от нас».

Немногочисленные представители легальной музыкальной розницы в Рунете ждут адекватных действий от российских представительств гигантов звукозаписи. Но никаких сдвигов пока не происходит. «Мейджоры абсолютно нелояльны к нам, — говорит Сергей Жуков. — Им совершенно все равно, будем мы продавать их музыку или нет. Позиция их такова: в России уже столько наворовали, что нужно хоть что-то «отбить». Отсюда явно завышенные цены на их продукцию». Жуков, правда, надеется, что к концу года полные каталоги всех крупных звукозаписывающих компаний все-таки окажутся в распоряжении российских онлайновых магазинов. Однако большой вопрос — кому именно они достанутся. И какой ценой.

Слон в посудной лавке

— Мне известны как минимум четыре компании, которые уже готовы купить каталоги мировых гигантов звукозаписи, — говорит Сергей Жуков, имея в виду планы «Корбины Телеком», «Комстара», «Комкор-ТВ» (торговая марка «Акадо») и «Центрального телеграфа» («Qwerty»). — Речь идет о крупнейших российских телекоммуникационных компаниях, уже озвучивших свои планы выхода на этот рынок. Для компаний с многомиллионными оборотами 200 тысяч за каталог — сущие пустяки. А для меня, представителя малого бизнеса, это огромные деньги.

Что станет с российским рынком цифровой музыки после того, как на нем начнут наводить свои порядки «дочки» крупных холдингов? Сергей Жуков уверен, что финал будет скорым и печальным: монстры из смежных сфер обрушат рынок, а мейджоры больше никогда не согласятся продавать свои каталоги в России по специальным ценам. «Кроме того, — продолжает Жуков, — новые игроки рынка просто не будут знать, что делать с этим контентом. Они больше потеряют, чем найдут. Скорее всего, просто свалят все записи в одно место — и всё. Заниматься этим делом должны люди из музыкального бизнеса!» И все-таки похоже, что предприниматель недооценивает крупных инвесторов, грозящих его бизнесу. Потратив деньги на каталоги модной музыки, новые участники рынка цифровой музыкальной продукции, не испытывающие проблем с финансированием, скорее всего, наймут вполне адекватный персонал.

Между тем Александр Тихонов уверен, что приход игроков из других отраслей знаменует собой новый этап развития индустрии, когда никто не будет покупать контент в принципе: «Скачивание файлов — умирающая схема. Куда важнее обеспечить доступ к произведениям, а не возможность скачать композицию на свое устройство. Эпоха онлайна предполагает, что держать музыку на дисках уже не нужно. Достаточно обеспечить на определенных условиях доступ к библиотеке, чтобы люди в произвольный момент времени могли прослушать любую композицию».

Соня Соколова (Soundkey) согласна с тем, что лицо музыкального рынка скоро существенно изменится, как и само понятие «музыкальный магазин в Интернете»: «Прилавок будет находиться непосредственно у вас в плеере, а платить за музыку вы будете с одного из своих биллинговых счетов — у интернет-провайдера или оператора мобильной связи. Новый виток развития рынка начнется в тот момент, когда произойдет долгожданное слияние функций мобильного телефона и кредитной карты».

Если так, то лучшие шансы сделать игру в сегменте цифрового музыкального и видеоконтента получают как раз те, кто имеет непосредственный доступ к обширным абонентским базам, — собственно интернет-провайдеры и сотовые операторы. «Количество проданных в России SIM-карт уже превышает население страны, — подтверждает Александр Тихонов. — Именно сотовые операторы «большой тройки» могут претендовать на роль фаворитов в сфере дистрибуции цифровой музыки».

В штаб-квартирах ведущих российских сотовых операторов с возрастающим интересом присматриваются к открывающимся возможностям. Тем более что у них в кармане новый козырь — намеченный на 2008 год ввод в эксплуатацию сетей 3G, заточенных как раз на работу с «тяжелым» контентом благодаря на порядок более высокой пропускной способности и скорости связи.

«Известно, что большие файлы лучше качать по «широким» каналам, — подтверждает Василий Кузичев, директор по развитию бизнеса «МегаФон-Москва». — Наша сеть 3G уже запущена в коммерческую эксплуатацию в Санкт-Петербурге и области, а абоненты демонстрируют положительную динамику потребления трафика. К хорошему быстро привыкаешь».

Тогда чего ждут руководители небольших розничных проектов? Может быть, им давно пора распродать доменные имена и выйти из игры? Но легальные продавцы цифровой музыки предпочитают еще «помучиться».

— Зарубежный опыт показывает, что активность операторов связи на рынке продаж контента не приводит к вытеснению независимых игроков, хотя конкуренция и обостряется. Следует также иметь в виду, что операторы ориентируются прежде всего на своих клиентов, но не стремятся активно привлекать дополнительную аудиторию, — полагает Элина Юрина («Финам»).

Наконец, даже таким гигантам, как операторы сотовой связи, будет крайне непросто взаимодействовать с правообладателями напрямую (хотя это и существенно дешевле, чем работа через посредников). «Пока у операторов не будет своих библиотек контента, своих витрин, они не смогут заключать прямые договоры с правообладателем, — напоминает Василий Кузичев. — Всегда потребуется подрядчик, которой сможет адаптировать контент под аппараты абонентов, управлять ротацией и выполнять массу других специфических задач».

Впрочем, все эти планы и прогнозы мало что значат до тех пор, пока совместными усилиями властей и участников рынка не будет побеждено пиратство.

— Дело даже не в форматах бизнеса и не в способах продажи контента, — говорит Александр Кузнецов (Yanga!). — Все упирается в море пиратского контента, бесплатного и условно бесплатного. И тут можно придумывать что угодно, но если рядом то же самое доступно вдесятеро дешевле, никто не будет переплачивать.

Когда в России исчезнут пираты? Тогда, когда законы в стране будут не только принимать, но и исполнять. А значит, горстку продавцов легальной музыки в цифровом формате ждут годы борьбы за существование. Если, конечно, еще раньше это не надоест инвесторам.

Музыка на экспорт

Мейджоры упорно отказываются признавать «особые российские условия» и снизить до разумного уровня цены. В патриотическом порыве основатель и совладелец портала Mp3.ru Сергей Жуков решил дать заграничным снобам «асимметричный ответ», наладив продажи оцифрованных произведений популярных российских исполнителей за рубежом. Кроме легендарного музыкального интернет-супермаркета iTunes, принадлежащего Apple, песни наших «звезд» будут доступны еще на 800 ресурсах, торгующих музыкой по всему миру.

— Это было очень непросто, — говорит Жуков. — Мы девять месяцев вели переговоры с крупнейшими дистрибьюторами, которые являются поставщиками контента для iTunes и других крупных музыкальных порталов.

Пока Жукову удалось разместить на зарубежных ресурсах довольно скромный каталог произведений, но предприниматель уверен, что это только начало: «Теперь мы говорим всем артистам: хотите быть там — приходите. Мы же не собираемся драть проценты, как мейджоры! Мы готовы помогать! Тем более что дорожка нами уже протоптана. И мы постараемся в новом году весь русский каталог выложить на Западе».

И правильно, пусть слушают! Мы не жадные.

Денис Волков

Бизнес-журнал

 
Copyright © 2002-2015,
Агентство стимулирования
продаж «BTL Studio»

Тел: +7 968 439 15 86
e-mail: studio@btl.su
Разработка сайта — ИнтекМедиа  Создание сайта:
«ИнтекМедиа»
CMS Aquilon. Система управления контентом. Content management system.  Технология:
 CMS «Aquilon»
 

При перепечатке материалов или использовании фотоматериалов ссылка на www.btl.su обязательна.