География О компании Услуги Контакты Информация  
 
Информация
Стартовая страница  
   


АРХИВ НОВОСТЕЙ
 
   
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
 


РЕКЛАМА
 



Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 28 февраля 2005

Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 28 февраля 2005

"Эвенкийского губернатора утвердили под референдум".

(Коммерсантъ 26.02.05. М.Мишкин).

Вчера президент РФ внес на рассмотрение законодательного собрания (суглана) Эвенкийского автономного округа кандидатуру действующего губернатора Бориса Золотарева для наделения его полномочиями главы автономии. Как полагают в округе, одобрив кандидатуру бывшего топ-менеджера компании ЮКОС, Москва подстраховалась от возможного провала планов по слиянию в единый субъект федерации Эвенкии, Красноярского края и Таймырского автономного округа, где уже в апреле 2005 года должен пройти референдум по этому вопросу.

Полномочия губернатора Эвенкии Бориса Золотарева истекают в апреле 2006 года. Однако 21 февраля господин Золотарев досрочно поставил перед президентом вопрос о доверии в соответствии со статьей 4 закона о новом порядке избрания глав регионов. Губернатор объяснил свое решение желанием "сохранить стабильность власти в округе", а также необходимостью довести до "логического конца" начатые в Эвенкии процессы, в том числе ее объединение с Красноярским краем и Таймыром. Губернатор особо подчеркнул, что, если его кандидатура устроит президента, его, губернатора, последним рабочим днем станет 1 января 2007 года — день, когда в случае объединения Эвенкия и Таймыр прекратят существование как самостоятельные субъекты федерации.

Вчера президент Путин предложил кандидатуру Бориса Золотарева законодательному собранию Эвенкии для наделения его полномочиями губернатора. Как полагают в суглане, проблем с утверждением у господина Золотарева не возникнет. "Мы не можем пожаловаться на нашу совместную работу, все решения принимались обоюдно и без противостояния между законодательной и исполнительной властью округа. Кроме того, я думаю, что Золотарев сможет самым позитивным образом повлиять на процесс объединения", — заявил вчера первый заместитель председателя суглана Владимир Однолько.

По мнению местных наблюдателей, одобрив кандидатуру господина Золотарева, который в свое время был одним из топ-менеджеров ЮКОСа, Владимир Путин решил подстраховаться от возможной неудачи с референдумом по объединению. Ведь не факт, что новый губернатор смог бы гарантировать федеральным властям положительный исход апрельского голосования.

Депутаты суглана пока затрудняются сообщить дату рассмотрения президентского представления. "Специального решения пока не принято, однако ближайшая плановая сессия состоится в марте. Возможно, утверждение произойдет именно тогда", — заявили "Ъ" в аппарате суглана.

Источники "Ъ" не исключают, что вопрос о доверии перед президентом Путиным в ближайшее время могут поставить и два других губернатора, участвующих в объединении трех субъектов федерации: главы Таймыра и Красноярского края Олег Бударгин и Александр Хлопонин.

"К референдуму готовятся повсюду".

("Красноярский рабочий", 28.02.05)

В процессе подготовки к проведению референдума по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии всё более активно участвуют регионы. Помимо Красноярского общественного центра референдума за объединение начали работу подобные центры в городах Бородино, Зеленогорске, Лесосибирске, районах Иланском, Енисейском, Богучанском, Назаровском и ряде других.

Основная задача таких центров — предоставить объективную и полную информацию жителям края о предстоящем референдуме. Все общественные центры примут участие в реализации проектов краевого общественного центра: "Кочующая культурная столица края", "Дискуссионный клуб", а также окажут содействие по сбору инициатив в поддержку объединения.

"Станет ли край примером для всей страны?".

("Красноярский рабочий", 26.02.05, Оксана Проценко)

"В чём политическая интрига объединения?" — под таким названием прошло в Красноярске второе заседание дискуссионного клуба, созданного на базе общественного центра референдума по объединению Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов.

Особенность этой встречи в том, что помимо краевых чиновников, депутатов и представителей бизнес-структур в нём принял участие доктор философских наук Александр Ципко. Отчасти нынешнее заседание даже напоминало пресс-конференцию известного российского политолога. Всех собравшихся интересовало его видение происходящего в крае процесса, к тому же это был своеобразный взгляд на проблему со стороны. В числе основных тем, поднимаемых на встрече, были взаимодействие центра и региона, роль Кремля в процессе объединения и существующие в данном процессе риски. "Состоится у вас объединение или нет — это не политическая игра, а проблема рационализации всей структуры России и вообще проблема будущего страны. Если у вас получится, то эти процессы пойдут по всей стране, и мы будем преодолевать сложившуюся некогда советскую территориальную систему", — сказал на заседании Александр Ципко.

Известный российский политолог считает нецелесообразным для жизнеспособной экономики иметь субъекты Федерации с несколькими десятками тысяч населения. Александр Ципко с удивлением узнал, что в Таймырском автономном округе проживает порядка 40 тысяч человек, а в Эвенкии — около 20 тысяч. "При всём понимании важности сохранения народов Севера, уважении к их культуре сохранение такого типа субъектов в современной рыночной экономике — абсолютный нонсенс. От этого необходимо отказываться", — сказал он. — Также нужно осознавать, что проблема, которую вы решаете, носит не только государственный характер, но ещё и национальный. Это проблема выживания России как многонациональной страны". Александр Ципко уверен, что, несмотря на уже имеющийся опыт появления нового субъекта — Пермского края — в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, к процессам, происходящим в нашем крае, внимания будет гораздо больше.

Для России, по словам политолога, чрезвычайно важным остаётся сохранение Сибири, без которой она превратится в "Московию". На сегодняшний день, по его мнению, и без того основные финансовые и интеллектуальные ресурсы сосредоточены в Москве. Объединение края может способствовать становлению крупных культурных и экономически значимых регионов, что в какой-то степени решит проблему размещения интеллектуальных сил в стране. Как было отмечено на заседании, заинтересованность центра в развитии Красноярского края и Сибири в общем есть. Отчасти она проявляется ещё и в том, что в край зачастили федеральные чиновники, то есть к региону стал проявляться интерес.

Несмотря на то, что Кремлём нынешнее объединение поддерживается, Александр Ципко выказал обеспокоенность отсутствием серьёзной программы по развитию Сибири: "Должна быть национальная программа спасения Сибири. По-моему, до сих пор нет понимания всех угроз и рисков, либеральное окружение верит в чудо рынка, чудо самовоспроизводства за счёт создания макроэкономических условий. Во всём мире знают, что бизнес сам по себе, при самых лучших экономических условиях и самых лучших побуждениях не решает национально-государственной задачи. В любых странах существуют программы решения региональных проблем".

Политолог считает, что единое экономическое пространство важно не только для развития бизнеса, в конечном итоге оно станет положительным моментом для простых граждан. Но для того, чтобы люди поддержали референдум, необходимы "веские, общезначимые, убедительные аргументы". А жителям края, по мнению участников дискуссионного клуба, надо поднять уровень гражданственности.

Сегодня нередко народ смотрит на ситуацию с иждивенческой позиции: "Дайте сейчас, тогда придём на референдум". Некоторые из участников заседания отмечали, что в ряду многочисленных выборов население отделило себя от государства, что может являться одной из угроз неявки жителей на предстоящий референдум.

"Многие люди просто не знают, что такое референдум и не имеют опыта участия в нём, — сказал главный федеральный инспектор в крае Николай Худых. — Они не понимают своей роли в референдуме и поэтому могут не проявлять политическую активность. Важно объяснить людям, чем отличается референдум от выборов. Референдум — это не выборы какого-то должностного лица, которому можно давать наказы и чего-то просить.

Мы должны говорить о референдуме как о форме общественного участия, работающей на перспективу. Должны зародить в населении национальный интерес. Видение своей судьбы в геополитическом спектре, отстаивании своей гражданской позиции. И тогда мотивация не будет сводиться к одному "А повысится ли конкретно у меня жалованье после 17 апреля"?

"Велика обида на Руси".

("Красноярский рабочий", 26.02.05, Василий Стыврин)

Как бы там сейчас ни складывалась жизнь, защита Отечества — всё ещё самое святое дело на Руси. Вот почему праздник под этим знаменем, отмечающийся 23 февраля, несколько приглушил острые социально-бытовые неурядицы, но зато вдруг cмёл с наших глаз пыль веков, растопил в сердцах некие ледяные осколки, и мы к своему удивлению вдруг до боли почувствовали связи родственные со своими далёкими и близкими прапра... русичами. По крайней мере, мы с соседом и приятелем Аликом, который зашёл ко мне в праздник по традиции сгонять очередную партию в шахматы и пригубить по случаю рюмку водки, об этом немало дискутировали.

Для того чтобы в сознании людей создать нужный фон, во многом постарались власти предержащие страны. По главным каналам телевидения показывались соответствующие художественные и документальные фильмы, посвящённые не только 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, но и другим ратным подвигам россиян, демонстрировалась военная супертехника, выучка нынешних бойцов... Да, от всего этого не уйти, всё это невозможно вычеркнуть из истории. Лучше пусть будет она горькой, но правдивой.

Дискуссию же у нас с соседом вызвало решение Минобороны России открыть телеканал "Звезда", задача которого — наладить в стране работу по патриотическому воспитанию молодёжи. Конечно же, её, эту работу, соглашаемся, ещё вчера нужно было организовать, да и вообще не прерывать. Сколько же можно жить в ситуации одних стрессов и поражений (больших и малых), которые обрушиваются на нас с экранов телевидения и из газет?!

А что же такое патриотизм? Понятий немало. Это чувство Родины, жертвенности... А Родина — это и кровь, и язык, и границы, и образование — да не какое-нибудь, а обязательно на Пушкине, Чаадаеве, а не на суррогате, который сейчас стараются чиновники от образования, в том числе и нашего края, нам преподать. Нужно жить у себя на родине, на родине рожать детей, жить и работать по совести. И глядеть трезво на то, что с нами происходит! Это касается и населения, и правителей.

Пришли мы к консенсусу и в следующем вопросе. Чтобы воспитать чувство патриотизма у россиян, нужно воспитать у каждого прежде всего чувство человеческого достоинства, создать хорошую жизнь для всех, а не для одной элиты. Да и вообще можно ли воспитать чувство патриотизма в условиях, когда у руля находится антинародная, продажная элита? Элита, которая отдыхает на лучших зарубежных курортах, жёны которой рожают за границей, там же учатся и её отпрыски. Элита, сынки которой развлекаются в ночных клубах и борделях — словом, отмечают свой бесконечный день рождения, ни на йоту не затратив личного труда.

Элита даже и не представляет, что делается на другой стороне — стороне горя, слёз и крови (разруха и голод, бесконечная война в Чечне, непрекращающаяся дедовщина в армии, предательство чиновников). "Почему, — вспыхивает Алик, — сегодня я должен отдать своего сына в армию, на убой во благо элиты? У него жизнь-то тоже ведь одна!"

Больше ничем особым прошедшая неделя не удивила — к терактам, постоянно проходившим в мире, мы привыкли, природные катаклизмы уже стали нормой, эксперименты правителей нашей страны, где народ выступает в роли подопытных, стали обычным явлением. Вот и сейчас, на исходе февраля, жильцы нашего дома только что получили свои "квитки" на уплату за услуги ЖКХ. К квартплате набросили 30 процентов. Теперь, говорят жильцы, наверняка у каждой квартиры будут дежурить по сантехнику и электрику.

Повышение цен опять здорово ударило по сознанию людей, не догадывались они о такой перспективе. Cестра, к примеру, позвонив на днях, рассказала, плача, о своей беде. Она, инвалид первой группы и ветеран труда, получила к весеннему российскому праздничку (8 Марта) подарочек — весомый навар к оплате за услуги ЖКХ, от которого ей, в общем-то оптимистке, стало плохо. Она по доброте своей прописала у себя неработающую внучку. Не выбрасывать же её на улицу, на панель. В итоге теперь за услуги ЖКХ ей надо отдавать две трети своей пенсии. Единственное, что утешает, остаётся пенсия мужа, тоже ветерана труда, которую они и будут растягивать на месяц. Бегать же по чиновничьим кабинетам и что-то доказывать, выпрашивать, нет ни сил, ни здоровья, ни желания.

Не догадывается она о том, что скоро предстоит пройти ещё и энергетические испытания — и уж, конечно, этот спектакль окончится опять не в нашу пользу. Обидно, что на эти баррикады в первую очередь брошены старики. Те, кто уже в силу своего состояния не может сопротивляться. Разве что падать в обморок или ещё хуже, умирать, отстаивая в длинных очередях за субсидиями и льготами.

Зато на этом фоне весьма боевито и таинственно проходит кампания за объединение Красноярского края. В апреле должен состояться референдум трёх субъектов РФ, жители которых должны сказать "да" или "нет" объединению. Интересно, когда разъединялись, народ не спрашивали. Тогда бы он точно бы сказал "нет". А сейчас нужно спрашивать, поскольку в главном законе страны так прописано. А объединить нужно обязательно, считают олигархи и люди от власти, близкие к ним. Без объединения не взять эвенкийское "чёрное золото", которого, говорят, здесь видимо-невидимо, не получить миллиардные барыши (в долларах и евро) за него...

Но вот вопрос, как поведут себя эти территории? А вдруг Эвенкия, к примеру, произнесёт слово "нет". "Нет" уже объединению, поскольку население бывшего уникального округа с несметными богатствами захочет остаться верным своему национальному укладу — жить в родных чумах, охотиться, пасти оленей на бескрайних просторах своей родины. Начало же добычи нефти и газа в промышленных масштабах, нефтепроводы, которые опояшут Эвенкию, не только нарушат вековой уклад жизни эвенкийцев, но и прикажут им долго жить.

Спаси их, Боже, от этой горькой участи.

"Что имеем — не храним...".

("Сегодняшняя газета", 25.02.05, Илья Силаев)

Не объединимся "повдоль" — объединят поперек. При этом о выгодах для жителей края никто особо думать не будет — на кону стоят стратегические интересы России.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ психика устроена так, что, смотря в настоящее, мы замечаем только перемены к худшему. Все же хорошее воспринимается нами как само собой разумеющееся.

К тому, что в крае в последние годы не было серьезных социальных потрясений, мы привыкли настолько, что этого относительного благополучия на фоне других регионов даже и не замечаем. Ушли в прошлое марши ходоков-учителей из глубинки, перекрытие улиц голодающими работниками предприятий краевого центра, а шумное море красноярских коммунистических бабушек возле бронзового Ленина волнуется все больше из солидарности, нежели по собственной острой нужде.

Даже пресловутая монетизация, вызвавшая по всей стране волну праведного гнева, нас пока по-настоящему не коснулась — губернатор Хлопонин держит ситуацию под контролем, оберегая красноярцев и жителей края от всех "прелестей" неуклюжих федеральных реформ.

Про состояние краевого центра, право, даже неудобно говорить. Давно ли вы бывали в соседних сибирских городах? Если бывали, то не будете спорить — Красноярск на фоне своих соседей выглядит буквально оазисом благополучия. Он на порядок более ухожен, благоустроен, радует глаз веселым неоновым разноцветьем, а "пятую точку" — свежестью дорожного покрытия.

Все эти незаметные, но такие необходимые блага являются следствием одной простой вещи. Нет, имеет место, конечно, и заслуга людей, находящихся у власти в городе и крае. Но все же важнейший фактор имеет объективный характер — мы живем в сравнительно богатом, экономически мощном регионе. На его территории расположены все мыслимые природные богатства, работают крупнейшие промышленные предприятия. Красноярск же получает дополнительные преимущества еще и за свой статус столицы края.

И все это мы можем как значительно приумножить, так и легко растерять. В последнем случае (не дай Бог, конечно!) сегодняшние митингующие на площади перед зданием краевой администрации очень скоро смогут почувствовать на себе то же, что и люди в других, беднейших регионах, которых гонит на митинги отнюдь не чувство солидарности, а самая настоящая острая нужда.

Как вы поняли, речь пойдет о референдуме 17 апреля.

Сегодня Красноярский край находится в авангарде общероссийских процессов, которые укладываются в вектор федеральной политики. С одной стороны, федерация говорит: мы не будем силком заставлять регионы сливаться в объединительном экстазе, люди, живущие в них, сами должны этого захотеть. С другой — направление внутренней политики российского руководства на ближайшие годы, похоже, определилось. Начинается формирование ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ на территориях, стратегически важных для России, прежде всего сырьевых, экспортных. Именно в этом истинная цель курса на укрупнение регионов, взятого Кремлем.

Если вдруг по каким-то причинам референдум хотя бы в одном из трех братских субъектов закончится неудачей, политический курс на укрупнение никуда не денется. Только вот варианты в этом случае будут рассматриваться другие. Такие, например, как создание Северного (Полярного) края в качестве особого субъекта федерации. Идея эта витает в воздухе давно — с середины 90-х, с момента подписания Арктического соглашения между регионами, имеющими выход за Полярный круг. Кое-кому очень хотелось бы превратить это экономическое соглашение во вполне реальное административно-территориальное деление с особым статусом — этакие Северные Эмираты.

Все предпосылки для этого есть. Полярные регионы России от Кольского полуострова до Чукотки связаны между собой единой транспортной артерией — Северным морским путем. В 30-е годы, кстати, это было совершенно особое образование фактически со своими законами. Начальник Севморпути Папанин совершенно официально был здесь властью исполнительной, законодательной, судебной и распорядительной в одном лице. Он даже был наделен правом приговаривать к расстрелу.

И потом, это только кажется, что северные расстояния огромны. Если смотреть на глобусе, а не на карте, где Севера "натянуты" на плоскую картинку, отчетливо видно, что расстояние от Норильска до Мурманска вдвое меньше расстояния от Красноярска до Москвы, хотя пары этих городов и находятся на одной долготе.

Но самое главное: там, на арктическом шельфе, — стратегические запасы нефти и газа. Понятно, что идея собрать столь богатые территории под одно крыло ради освоения Севера найдет много сторонников и лоббистов, которые отнюдь не будут чувствовать себя стесненными в средствах. Нам еще повезло, что мы стоим в авангарде объединительных процессов, и что 17 апреля получим возможность высказаться за то, чтобы наши богатства нашими и остались. Вот если мы сами опростоволосимся, тогда вопрос о создании Арктического региона встанет на повестке дня в полный рост.

Для края это чревато, в числе прочего, еще и "уходом" Норильска, который дает свыше 40 процентов налоговых поступлений в краевой бюджет. Но самое главное — это утрата перспектив развития, утеря возможности закрепиться на карте России в качестве экономически мощного региона, локомотива развития всей страны. Если это произойдет, то все те блага, о которых мы говорили в начале этого материала, растворятся без следа в туманной дали...

Не хотелось бы рассказывать здесь страшилки, но нарисованная картина вполне реальна. А ведь рассмотренный вариант с новым Северным краем от Архангельска до Норильска — это только один альтернативный путь объединения. Раздаются голоса о том, что не плохо было бы вернуться к планам, которые обсуждались в начале 90-х — о двух "сверхгуберниях" на территории Сибири: Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской. Первая со столицей в Новосибирске, вторая — в Иркутске. Понятно, кому выгодны эти разговоры, — нашим соседям, которые недовольны тем фактом, что Красноярск в последнее десятилетие все больше и больше превращается в финансовую, промышленную и культурную столицу Сибири.

Получат ли эти прожекты шанс вылиться в нечто большее? Все зависит от того, используют ли 17 апреля свой исторический шанс жители Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Референдум покажет, по какой модели будет идти освоение Сибири, каким будет наше будущее.

"Лесная столица края".

("Красноярский рабочий", 26.02.05)

Губернатор Александр Хлопонин вчера побывал в Лесосибирске — этому городу исполняется нынче 30 лет.

Прежде всего, Александр Хлопонин провёл совещание с руководством предприятий здешнего лесопромышленного комплекса, нацелив их на развитие технологий по глубокой переработке древесины. Состоялись традиционные встречи со студентами Лесосибирского филиала СибГТУ и жителями северного города. Губернатор в общении с лесосибирцами особое внимание уделил необходимости проведения референдума по объединению края и социальной реформы по монетизации льгот.

"Партнёры договорились".

("Красноярский рабочий", 26.02.05)

Состоялось подписание трёхстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений на 2005-2007 годы между администрацией края, Федерацией профсоюзов края и краевыми объединениями работодателей.

Основные цели соглашения — создание условий для развития социального партнёрства между предприятиями края, установление минимального уровня гарантий работникам, содействие повышению конкурентоспособности предприятий, обеспечение эффективной занятости населения. Все стороны, подписавшие соглашение, обязуются содействовать внедрению современных информационных технологий, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции. В области обеспечения занятости населения стороны планируют сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на краевом рынке труда и расширить сферу занятости. Планируется также проведение оздоровления работников бюджетной сферы. Несмотря на то, что система социального партнёрства действует уже 15 лет, отношения между властью, профсоюзами и работодателями бюджетными средствами подкреплены впервые. Заместитель губернатора Василий Кузубов подчеркнул, что порядка 40% бюджетных средств, заложенных на социальные программы, являются объектом этого соглашения.

"Выживет ли "Зубр"?".

("Красноярский рабочий", 26.02.05)

На имя председателя Законодательного Собрания края Александра Усса поступило письмо от руководителей профкомов ОАО "Зубр" и городской организации профсоюзов работников агропромышленного комплекса.

Ситуация на остановленном предприятии аховая. Из-за безденежья, говорится в письме, уволенные работники не получают положенные выплаты, зарплата задерживается более чем на пять месяцев. Простаивающее предприятие требует больших текущих расходов, что снижает его ликвидность на предстоящих торгах. Авторы письма от имени коллектива мясокомбината просят содействия краевой власти в организации скорейшей продажи "Зубра" по реальной цене. Это, отмечают они, "даст возможность рассчитаться с долгами по зарплате, снизить социальную напряжённость и обеспечить занятость работников".

По мнению председателя постоянной комиссии ЗС по собственности и экономической политике Всеволода Севастьянова, сегодня появилась реальная возможность восстановить предприятие. В роли инвестора готов выступить кемеровский мясокомбинат "Велес". Кемеровчане намерены выкупить красноярский мясокомбинат за 65 миллионов рублей и вернуть 40 миллионов краевой администрации в счёт погашения задолженности. По словам гендиректора ООО "Кемеровский мясокомбинат" А. Хачикяна, представители компании побывали на заводе и подготовили пятилетний бизнес-план по выводу "Зубра" из кризиса.

Однако ситуация осложняется тем, что 11 февраля совет кредиторов "Зубра" принял решение о проведении аукциона по продаже предприятия. Стартовая цена мясокомбината определена в 180 миллионов рублей. Наши депутаты считают, что при столь высокой цене торги не состоятся и придётся начинать всю процедуру заново. Не исключено и то, что после аукциона предприятие начнут распродавать по частям. Депутаты ЗС рекомендовали совету кредиторов "Зубра" пересмотреть решение о продаже завода с учётом появившихся возможностей восстановления предприятия.

"Песчанка стала городской".

("Красноярский рабочий", 26.02.05, Наталья Сангаджиева)

Вчера состоялось заседание ХХIII сессии Законодательного Собрания края. В работе приняли участие 34 парламентария. На повестке дня стояло 25 вопросов.

Заседание началось с приятного. Спикер Александр Усс вручил Почётную грамоту Государственной Думы депутату, заместителю председателя Законодательного Собрания края Анатолию Ромашову, а директору Красноярского краевого краеведческого музея Валентине Ярошевской — Почётную грамоту Федерации космонавтов.

Большая часть вопросов, обсуждавшихся на сессии, была посвящена установлению границ и наделению соответствующим статусом муниципальных образований. Напомним, что с 1 марта полномочия по установлению границ муниципальных образований переходят к федеральным органам власти. По логике вещей депутаты были заинтересованы на этой сессии принять представленные в этом блоке проекты во втором чтении. Но председатель постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко заострил вопрос на проблеме нарушения сроков внесения законопроектов и ошибках при оформлении документов. По образному выражению Алексея Михайловича, "сначала это были наскальные рисунки", но и в течение года Совет администрации края не смог представить депутатам электронный вариант картографических документов, исправить в них многочисленные ошибки.

В первом чтении были приняты законопроекты об установлении границ и наделении соответствующим статусом Енисейского и Шарыповского районов. Два посёлка Шарыповского района упоминаются в тексте проекта закона, но фактически находятся на территории Хакасии. Технические огрехи были не исправлены в картографическом материале по Енисейскому району. Жаркие дебаты вызвало обсуждение законопроектов, касающихся наделения статусом муниципального образования Емельяновского района и статусом городского округа Красноярска.

Проблема связана с многострадальным посёлком Песчанка, земля которого принадлежит району, а жители до недавнего времени относились к городу. Проблема связана с посёлком Песчанка, который в 1979 году, фактически находясь на территории Емельяновского района, был присоединён к Красноярску. Жители имели городскую прописку, были прикреплены к Советскому району краевого центра. Два года назад у всех собрали паспорта и поставили в них штамп прописки в Емельяновском районе, что вызвало настоящий социальный бум. В посёлке проживает около 800 человек, и ехать лечиться в Емельяновскую районную больницу, решать другие вопросы в районном центре им далеко.

О проблемах жителей эмоционально рассказала депутат Солонцовского сельского совета Емельяновского района Екатерина Левченко. Заместитель главы Красноярска Иосиф Бакшеев, в свою очередь, настаивал на нецелесообразности включения Песчанки в состав Красноярска. Глава Емельяновского района Николай Шилов доказывал, что посёлок должен входить в состав того муниципального образования, с которым людям удобнее сообщаться, то есть в состав краевого центра. Николай Ильич откровенно сказал о том, что содержание этого посёлка району приносит больше расходов, чем доходов, после чего спикер Собрания Александр Усс справедливо заметил: "Я так понимаю, что Песчанка никому не нужна".

После почти часовых дебатов вопрос был решён в пользу многострадальных жителей посёлка. Песчанку включили в городской округ Красноярска. Проекты законов по Емельяновскому району и городу Красноярску были утверждены во втором чтении. Дискуссия по решению этих вопросов реформы местного самоуправления в крае показала, что это только "цветочки". Как заметил депутат Клешко, "все битвы впереди, когда начнётся делёж имущества".

Далее обсуждались такие вопросы, как первая корректировка краевого бюджета на текущий год, предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию затрат за потребляемую электроэнергию, законопроекты "О внесении изменений в закон края о краевой целевой программе "Дороги Красноярья", "Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае", "О радиационной безопасности населения Красноярского края". С повестки дня был снят проект закона "О внесении изменений в закон края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", потому что подобный документ, но предполагающий предоставление больших льгот, был разработан администрацией края и предложен парламентариям от имени губернатора края.

"Льгота — не пособие, а стимул...".

("Красноярский рабочий", 26.02.05)

В сознании большинства наших сограждан слово "льгота" прочно ассоциируется с социально незащищёнными слоями населения — инвалидами, пенсионерами, малоимущими. Тем не менее, понятие "льгота" в законодательстве имеет гораздо более широкое толкование. На первый взгляд, налоговые льготы выгодны только самим плательщикам. А бюджет от этого терпит только убытки. На самом деле, если власть и бизнес в этой сфере строят правильный диалог, налоговые льготы в конечном итоге оборачиваются выгодой не только для тех, кто наполняет бюджет, но и для тех, кто его расходует.

Например, налоговые льготы предприятиям, которые при росте годового оборота переходят с упрощённой системы налогообложения на общий режим, стимулируют их развитие. К такому выводу пришли краевые власти. До последнего времени существовала практика, когда при увеличении годового оборота предприятия стремились не выходить из системы упрощённого налогообложения, а дробились на более мелкие, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку, поскольку при увеличении годового оборота до 15 миллионов рублей налоги возрастали на 30 процентов.

Два закона, предложенных Советом администрации, устанавливают ставку налога на прибыль для предприятий, готовых перейти на общий режим налогообложения, в размере 13,5 процента и предоставляют льготы по налогу на имущество. Чтобы стимулировать малый бизнес к развитию и повышению его прозрачности, возможности цивилизованно работать с банковскими структурами в части получения кредитных ресурсов, депутатами и были приняты данные законопроекты.

О том, кто, почему и на каком основании пользуется налоговыми льготами, корреспондент "Красноярского рабочего" Дмитрий ГОЛОВАНОВ беседует с депутатом Законодательного Собрания Красноярского края, председателем постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике Валерием Владимировичем СЕМЁНОВЫМ.

— Валерий Владимирович, каким образом депутаты определяют, имеет ли то или иное предприятие право на получение льготы, какими критериями вы пользуетесь?

— Начнём с того, что льгота для какого-то отдельно взятого субъекта экономики не устанавливается. Мы рассматриваем вопрос в комплексе, для целой отрасли или направления, и если депутаты приходят к мнению, что те или иные предприятия и организации выполняют некую социально значимую функцию либо ослабление налогового бремени послужит толчком для их развития и в конечном итоге это увеличит налогооблагаемую базу края, мы принимаем решение дать такую льготу.

— А на какие виды налогов депутатский корпус края может установить льготу?

— Только на те налоги, которые в соответствии с федеральным законодательством являются региональными. Их, к сожалению, не так уж много — это транспортный налог, налог на имущество и налог на игорный бизнес. Последний, естественно, ни под какие льготные обложения не подпадает. Хотя у нас в крае игорный бизнес обложен не самым "драконовским налогом".

Кроме того, субъект Федерации может устанавливать льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

— А почему, кстати? Ведь сегодня казино и игровые автоматы на каждом шагу, и далеко не всем это нравится...

— Согласен. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Мы много говорим о том, что малому и среднему бизнесу надо помогать развиваться. Да, игорный бизнес далеко не самый безупречный и благородный. Однако он выгоден и позволяет предпринимателям развиваться. Возможно, придёт время, и налоговые ставки на все виды игорного бизнеса мы поднимем, как это сделано по игровым автоматам — сегодня они максимальные.

Какая-то часть предпринимателей свернёт дело. Если у них не будет накоплен некий капитал, они просто разорятся. А если мы дадим им возможность встать на ноги, то они смогут со временем переориентироваться на какую-то другую, может быть, более полезную для общества деятельность.

— А два других вида налога, кто сегодня имеет на них льготу?

— Что касается транспортного налога, то здесь есть определённые категории населения, которые платят его не в полном объёме или освобождены от уплаты вообще. Не будем подробно на этом останавливаться и перечислять их, наверняка все владельцы транспорта знают свои права.

Имеют налоговые льготы те предприятия и организации, которые используют свой транспорт не только для собственных нужд, но и выполняют какие-либо социальные, государственные заказы, например, имеют мобилизационные предписания. Естественно, такая льгота предоставляется милиции, пожарным, МЧС, скорой помощи...

Снижен налог авиапредприятиям, предоставляющим транспорт при тушении лесных пожаров, например, льготы на транспортный налог имеют сельхозпредприятия и предприятия, финансируемые из краевого бюджета.

— Недавно с некоторым недоумением узнал, что налоговые льготы имеют такие, на первый взгляд, небедные компании, как "Пикра", "Красэйр"... С чем это связано?

— Ещё раз повторю, мы предоставляем льготы не конкретным фирмам, а отраслям. Например, компания "Красэйр" (кстати говоря, решение по льготе для этой компании ещё не принято), как вы, наверное, знаете, взяла в лизинг у Самарского авиапредприятия современный лайнер Ил-96, что, конечно, успели оценить пассажиры, летавшие на нём в Москву. Мы ведь все хотим летать безопасно и с комфортом, не так ли? В то же время наша авиакомпания не ставит пока этот самолёт на баланс, поскольку ей это невыгодно. Ведь она расплачивается за новый авиалайнер с самарским заводом, на балансе которого и стоит Ил-96, на котором мы с вами летаем.

После того как на новую лизинговую авиатехнику будет распространяться принятая депутатами льгота, "Красэйр" возьмёт его на баланс, и налоги пойдут в красноярскую казну. Этот законопроект будет касаться не только "Красэйр", но и всех авиапредприятий, работающих на территории края, стимулировать их деятельность, направленную на приобретение новой техники...

Это особенно важно сейчас, в преддверии объединения края с северными регионами, где авиатехника изношена и не обновлялась с советских времён. Парк летающих машин там надо срочно менять. Недавняя трагедия в Эвенкии тому подтверждение. Похожая ситуация сложилась в "Пикре". Знаете ли вы о том, что наше баночное пиво разливается в Санкт-Петербурге?

— Откровенно говоря, нет...

— Согласитесь, что это нонсенс. Мало того, что это отрицательно сказывается на себестоимости продукта, так ещё и довольно значительная часть налогов, которые могли бы уплачиваться здесь, платится в северной столице. Налоговая льгота на имущество "Пикры" установлена под условие приобретения, монтажа и запуска новой линии по розливу в баночную тару. Это поможет стимулировать развитие предприятия и в последующем увеличит налогооблагаемую базу.

Сейчас на стадии рассмотрения у нас находятся ещё некоторые отрасли.

— Валерий Владимирович, а что нужно для того, чтобы получить льготу?

— Нужны веские основания, видение перспективы развития.

— Например, владелец сети тренажёрных залов и фитнес-клубов наряду с платными услугами бесплатно предоставляет свои помещения для работы детских спортивных секций.

— Основание веское, согласен. Тем самым предприниматель выполняет важную социальную задачу — способствует тому, чтобы у нас подрастало физически здоровое поколение, в какой-то степени благотворно влияет на микроклимат в городе, снижение подростковой преступности.

Для этого предпринимателю нужно обратиться в соответствующую комиссию ЗС или в ГУРЭП администрации края, подготовить предложения. И если основания для предоставления льготы депутаты сочтут весомыми, вопрос будет рассмотрен в соответствии с регламентом.

— Ну а не случится так, что, добившись льгот, владельцы спортзалов выгонят ребятишек на улицу?

— Да, согласен, такая опасность всегда есть. Если закон принят, необходим контроль за его выполнением. И здесь контролирующие и правоохранительные органы должны работать правильно и чётко, наказывать и предупреждать нарушителей.

— Подводя итог нашему разговору, вы можете сказать, что такое льгота для предприятия?

— Это не подачка и не пособие "на бедность". Это, прежде всего, мощный стимул для развития предприятия и в конечном итоге резерв для пополнения бюджета. Это не парадокс, это факт. Ведь власть кровно заинтересована в том, чтобы бизнес на её территории прочно стоял на ногах, успешно развивался и стимулировался всеми доступными законными способами.

"Война хижинам объявлена. Где же дворцы?".

("Красноярский рабочий", 26.02.05, Вера Разоренова, Наталья Ершкова)

Почти две трети домов в России построено до 1970 года. В опаснейших условиях вынуждены существовать 4,9 миллиона человек. Жизнь в аварийном доме — это постоянный риск замёрзнуть без тепла или сгореть из-за неисправности электропроводки, провалиться на этаж ниже или получить крышей по голове. Многие люди стали заложниками катастрофической ситуации — самим найти средства для переселения им не под силу.

В Федеральном агентстве по ЖКХ и строительству считают, что для решения проблемы ветхого жилья в целом по стране требуется гораздо больше денег, чем предусмотрено сейчас. Для реализации программы по России до 2010 года должно быть выделено 17 миллиардов рублей в 2005-м и по 69 миллиардов каждый последующий год. Заметим, что при ежегодном объёме финансирования в 17 миллиардов рублей ветхое и аварийное жильё будет ликвидировано лишь к 2025 году.

Ещё в 2000 году российское правительство выразило готовность приступить к решению проблемы ветхого и аварийного жилья. Была создана федеральная программа "О переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", рассчитанная на 2002-2010 годы, начато её финансирование. Казалось бы, есть все условия для исправления бедственного положения. Однако ситуация с ветхим жильём продолжает ухудшаться, и наш край, увы, является тому ярким примером.

Для начала заглянем в прошлое. Освоение Красноярья в середине XX века проходило ударными темпами: возводились фабрики, заводы и вместе с ними — временное жильё для строителей. Стройки закончились, а люди так и остались жить в своих временных домиках. Чуть позже, во времена дефицита жилья в СССР, в нашем крае появились первые "хрущёвки". Тогда они стали спасением — пусть не хоромы, но вполне приемлемые квартиры получили десятки тысяч людей. Однако срок эксплуатации "хрущёвок" изначально измерялся отнюдь не веками, и уже не за горами тот день, когда привычные пятиэтажки станут попросту опасными для проживания.

Так что не удивительно, что сейчас в крае ситуация с жильём обстоит далеко не лучшим образом — 10 процентов оценивается как ветхое и аварийное (по неофициальным данным, эта цифра намного больше). К решению наболевшей проблемы подступились в начале нынешнего века. В ноябре 2001 года при участии депутатов Законодательного Собрания Юрия Абакумова и Алексея Клешко была разработана специальная целевая программа "Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае", рассчитанная на 2002-2005 годы. Предусмотренный объём её финансирования за счёт краевого бюджета составил 2,5 миллиарда рублей. Средства предполагалось выделять в форме субвенций бюджетам муниципальных образований края. Около 133 миллионов рублей предназначалось для сноса ветхого жилья и около 2,4 миллиарда — для строительства новых домов и коммунальных объектов.

Однако закон о целевой программе, необходимый как воздух десяткам тысяч людей, фактически не работает. Как водится, одна из главных причин — нехватка финансирования. Заявленные в программе суммы нужно каждый год поэтапно закладывать в бюджет. Но доходы любого бюджета, к сожалению, ограничены. Первые два года программа вообще не финансировалась. Наконец-то в прошлом году были освоены первые сто миллионов рублей, а в бюджете 2005 года предусмотрено в общей сложности ещё более двухсот миллионов. Есть и другая причина — интерес частных инвесторов к новому строительству в сельских районах невелик, а ведь там положение с ветхим жильём не намного лучше, чем в краевом центре.

Понятно, что когда денег мало, их тем более нужно рационально расходовать. Но нередко средства вкладывают в объекты с высокой степенью готовности, что фактически означает реанимацию пресловутого долгостроя. Между тем известен альтернативный механизм — приобретать жильё на вторичном рынке, поскольку не в каждом районе края выгодно строительство новых домов.

И тут на пути встает ещё один барьер — несовершенство законодательной базы. Муниципальные образования, по сути, не имеют права выделять из своих бюджетов средства на переселение граждан. Депутат Законодательного Собрания Леонид Федотенко считает, что в этом случае "главу города могут обвинить в нецелевом использовании бюджетных средств". Вот почему в прошлом году в ЗС был внесён законопроект об изменениях в краевой целевой программе "Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилого фонда" на 2002-2005 годы.

Самое значимое новшество заключается в том, что средства будут направляться в фонд софинансирования социальных расходов, а оттуда в форме субсидий распределяться по бюджетам муниципальных образований края. Это позволит и муниципальным бюджетам вкладывать часть своих денег в реализацию программы по переселению жителей домов, подлежащих сносу. Комментируют основные разработчики законопроекта Леонид Федотенко и Виктор Зубарев:

— Должен быть паритет между федеральным, краевым и муниципальным бюджетами. Не всегда есть возможность приобретать жильё в новостройках, поэтому мы добавляем в законопроект субсидии, чтобы у городов была правовая возможность вкладывать свои деньги в приобретение жилья на вторичном рынке. Таким образом, мы "развязываем руки" муниципалитетам.

Возможность тратить деньги на приобретение "вторичного жилья" стала действительно важным нововведением. К примеру, в Норильске или Ачинске куда выгоднее покупать квартиры для расселяемых семей, а не строить новые дома.

В нынешнем году на реализацию целевой программы планируется выделить из фонда софинансирования 161 миллион рублей. Ещё 88,3 миллиона даст краевой бюджет через управление капитального строительства. Группа депутатов, работавших над созданием законопроекта, надеется, что он будет принят в двух чтениях на очередной сессии краевого парламента. По мнению Светланы Андроновой и Владимира Горлова, именно сельские районы и отдельные города края, такие как Канск и Лесосибирск, больше всего нуждаются в законодательной поддержке и финансовой помощи при реализации программы. Теперь дело за исполнительной властью, а там не за горами и принятие программы, позволяющей переселять граждан из ветхого и аварийного жилья в 2006-2007 годах. Такое дело бросать нельзя, убеждены депутаты.

Источник: ИА REGNUM-KNews






Красноярск BTL Studio

« предыдущая новость  |  следующая новость »

 
Copyright © 2002-2015,
Агентство стимулирования
продаж «BTL Studio»

Тел: +7 968 439 15 86
e-mail: studio@btl.su
Разработка сайта — ИнтекМедиа  Создание сайта:
«ИнтекМедиа»
CMS Aquilon. Система управления контентом. Content management system.  Технология:
 CMS «Aquilon»
 

При перепечатке материалов или использовании фотоматериалов ссылка на www.btl.su обязательна.