География О компании Услуги Контакты Информация  
 
Информация
Стартовая страница  
   


АРХИВ НОВОСТЕЙ
 
   
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
 


РЕКЛАМА
 



Региональные политтехнологи оказались "на коне"

Региональные политтехнологи оказались «на коне»

В конце прошлой недели российские политтехнологи обсудили на круглом столе перспективы своей деятельности в условиях реформ российской власти. В прошлом году, когда по инициативе Кремля были отменены прямые выборы губернаторов и выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам, эксперты заговорили о скорой кончине рынка политтехнологий и консультаций. Однако как выяснилось, слухи о смерти этого бизнеса оказались преувеличены. По словам самих политтехнологов, главный удар приняли на себя столичные консультанты: кремлевские реформы уничтожили как раз те сегменты рынка, на которых часто работали москвичи. Между тем региональные компании, как минимум, не проиграли. Отмена прямых губернаторских выборов автоматически подняла интерес местных элит не только к выборам в законодательные собрания регионов, но и к муниципальным выборам. А на этой части рынка региональные компании, как правило, могут выступать гораздо эффективнее благодаря знанию местной специфики.

Оценки самих участников рынка последствий прошлогодних реформ разнятся. «Политтехнологии в России уже стали полноценным бизнесом, «выдавить» который из жизни не так-то просто, – сказал RBC daily руководитель петербургского Агентства социальных исследований Роман Могилевский. – Произошло только перераспределение этого рынка». Иные же полагают, что урон от реформ был компенсирован лишь отчасти. «Рынок политтехнологий после отмены губернаторских выборов сократился на 20-25%, и слово «восстановление» здесь не очень-то корректно, – сказал RBC daily председатель совета директоров ЦПК «Никколо М» Игорь Минтусов. – С другой стороны, вырос рынок, и увеличился объем финансирования по выборам в Законодательные собрания со стороны политических партий». Некоторые участники рынка надеются, что им удастся использовать новые правила игры в своих интересах. Они присматриваются к «подрядам» на сопровождение голосований по губернаторским кандидатурам в региональных Законодательных собраниях. Однако, по мнению руководителя департамента региональных исследований «Центра политических технологий» (ЦПТ) Ростислава Туровского, этим надеждам не суждено сбыться. «Рынка в этой сфере я не вижу. Это некая фантазия изголодавшихся политтехнологов, – сказал г-н Туровский RBC daily. – Эта ниша изначально для них не предназначена. Это бюрократический конвейер, и влезть туда политтехнологам будет нелегко».

По мнению г-на Туровского, отмена губернаторских выборов и выборов в Госдуму по одномандатным округам стала сильным ударом в первую очередь для столичных политтехнологов. «У региональных технологов остались неплохие возможности: выборы в Законодательные собрания (по партийным спискам и одномандатным округам) и муниципальные выборы, – говорит он. – Причем после отмены губернаторских выборов интерес к Законодательным собраниям и муниципальным выборам вырос. Кроме того, на этих выборах есть местная полевая специфика, которую московские консультанты не очень хорошо умеют обыгрывать». Кроме того, отмечает представитель ЦПТ, региональные технологические компании растут, и все чаще местные политики отказываются от услуг столичных консультантов, так как их услуги порой не окупаются. Наконец, выросла конкуренция и на федеральном партийном поле. «Все опытные политики обзавелись собственными командами. Поэтому в привлечении специалистов со стороны для текущих работ они точно не заинтересованы. Возможности привлекать сторонних консультантов для проведения кампаний тоже ограничены, – говорит Ростислав Туровский. – В результате на рынке останутся профессионалы высшего класса, а также те, кто сумел наладить прочные связи с политиками. Причем в России для того, чтобы выжить, вернее второй вариант».

Московские консультанты пытаются преодолевать кризис по-разному. «Московские политтехнологи диверсифицируют свою деятельность, работая за границей России – преимущественно в странах СНГ, – говорит Роман Могилевский. – Интерес к этим рынкам будет расти, хотя первые опыты оказались не слишком успешными. Это распространенная в мире практика. Например, те же американские технологи охотно участвуют в кампаниях в других странах». Ростислав Туровский отмечает, что во многих столичных компаниях стратегической целью стало перепрофилирование, в первую очередь, на PR-обслуживание бизнеса. «Некоторые пытаются заниматься предоставлением лоббистских услуг, – говорит г-н Туровский. – Но на этом рынке могут работать лишь немногие – те, у кого есть связи, например, с администрацией президента. Кроме того, на этом узком рынке очень остра конкуренция». Впрочем, отчасти от реформ пострадали и региональные игроки. «Конкуренция на региональных политтехнологических рынках будет расти: для местных технологов рынок тоже сократился, – отмечает Роман Могилевский. – Ведь ключевой частью этого рынка были губернаторские выборы, которые далеко не всегда обслуживались столичными консультантами».

Однако региональные компании могут рассчитывать на то, что доступные им рынки в скором будущем могут существенно вырасти. Помимо выборов в Законодательные собрания, перспективным и пока практически неосвоенным рынком остаются выборы в муниципальные образования, особенно небольшие. «Во многих небольших муниципальных образованиях политический рынок пока не прояснен. Кроме того, руководство регионов не заинтересовано в том, чтобы эта власть развивалась, – отмечает г-н Могилевский. – Однако не исключено, что данный сегмент рынка станет расти. Сама геометрия выборной системы будет к этому подталкивать». Оценить объемы регионального рынка политтехнологических услуг опрошенные RBC daily эксперты затруднились. «Пока говорить о сложившемся ценовом рынке невозможно. Ситуация в бизнесе меняется, и на таком «изломе» определить оптимальные цены сложно, – отмечает Роман Могилевский. – Например, в том же Петербурге лишь на прошлой неделе в первом чтении был принят документ, регламентирующий выборы в Законодательное собрание. А правила проведения выборов будут во многом влиять на затраты технологов». Но в целом, по его мнению, цены станут меняться, причем в сторону увеличения.

Для того чтобы оценить суммы, вовлеченные в политический рынок, можно привести приблизительные расценки, которые были актуальны во время последних кампаний. «Для города «выше среднего» кампания по выбору первого лица (губернатора или мэра) стоит сотни тысяч долларов: от 200-300 тыс. долл. для среднего города до 600-800 тыс. долл. и более для очень крупного, – говорит один из участников рынка. – При этом цены кампаний по выборам губернатора региона и мэра города часто оказываются близкими, поскольку есть города, очень «перспективные» как в плане политики, так и в плане бизнеса».

Антон Попов

Источник: RBCDAILY.RU

« предыдущая новость  |  следующая новость »

 
Copyright © 2002-2015,
Агентство стимулирования
продаж «BTL Studio»

Тел: +7 968 439 15 86
e-mail: studio@btl.su
Разработка сайта — ИнтекМедиа  Создание сайта:
«ИнтекМедиа»
CMS Aquilon. Система управления контентом. Content management system.  Технология:
 CMS «Aquilon»
 

При перепечатке материалов или использовании фотоматериалов ссылка на www.btl.su обязательна.