География О компании Услуги Контакты Информация  
 
Информация
Стартовая страница  
   


АРХИВ НОВОСТЕЙ
 
   
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
 


РЕКЛАМА
 



Государство вернется на книжный рынок

Государство вернется на книжный рынок

Как стало известно RBC daily, в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) разработана программа на случай возникновения кризиса на книжном рынке. Ее идея заключается в том, что в случае масштабного затоваривания государство по заниженным ценам выкупит так называемый неликвид – книги, которые не удается реализовать, – и передаст их в систему библиотек. Некоторые эксперты называют эту схему наиболее действенной из всех предложенных и утверждают, что при постоянном мониторинге ситуации на рынке у Минфина и Роспечать будет возможность выделить на нее средства. Издатели и распространители придерживаются совсем иного мнения: они считают, что сама идея не слишком работоспособна, а главное – разовый вывод неликвида с рынка может лишь ненадолго перераспределить эти потоки, но проблемы не решит.

О том, что книжный бизнес стоит на пороге кризиса, вызванного дефицитом розничных мощностей, RBC daily писала неоднократно. По разным оценкам, из 800 млн выпущенных в прошлом году экземпляров книг как минимум 300 млн до покупателей не дошли. И хотя сегодня в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, эта проблема почти решена, этого нельзя сказать о регионах, где по-прежнему ощущается дефицит книжных магазинов. Одним из путей решения проблемы стало открытие книжных отделов в супермаркетах и гипермаркетах. «На сегодняшний день можно сказать, что до 60% выпускаемых книг до полок не доходят, – комментирует RBC daily вице-президент по маркетингу и стратегическому развитию холдинга «Олма-медиа групп» Олег Савич. – Но в Москве проблема их реализации на 80% решена, и во многом за счет нетрадиционных схем сбыта. Например, через сети супермаркетов. Издателям это выгодно, поскольку продажи через такие каналы зачастую даже более прибыльны для них, чем через обычные книжные магазины». Об этом же говорят и другие собеседники RBC daily. «В прошлом году через действующие распространительские сети продавалась каждая пятая книга, а остальные четыре уходили через другие сбытовые каналы, – сказал RBC daily главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов. – Очевидно, в условиях затоваривания возникают альтернативные схемы дистрибуции».

Задуматься о закупках неликвидных тиражей Роспечать заставил очевидный недостаток региональных книжных торговых сетей. По словам начальника управления продуктов компании «Топ-книга» Михаила Трифонова, ситуация усугубляется еще и тем, что ритейлеры добиваются возврата невостребованных книг издателям и остатки начинают расти уже у последних. При этом темпы выпуска продукции сохраняются прежние. Как рассказал Александр Гаврилов, по некоторым оценкам, кризис должен был проявиться уже в середине этого года, однако рынок сумел с ним справиться. Тем не менее проблема осталась: по большому счету, решить ее может только значительное расширение дистрибуции в регионах. Однако Роспечать предлагает свой вариант. «На мой взгляд, он не худший, – считает Александр Гаврилов. – Будет ли он в случае необходимости подкреплен деньгами? Очевидно, если информировать о ситуации на рынке – да. Во всяком случае, когда возник вопрос о снижении ставки НДС для книгоиздателей, он был решен довольно скоро. Другое дело, что сами издатели, к сожалению, пока не способны действовать в корпоративных интересах. Тот же Российский книжный союз за четыре года своей работы никаких мер по этому поводу не предпринял».

Издатели в свою очередь к такой идее относятся с известным скепсисом. «В данном случае не может быть никаких мер, – считает Олег Савич. – Есть малозависящая от игроков эволюция рынка. Да и что даст вывод этих книг с него? Во-первых, речь идет едва ли не о годовом объеме книг, а во-вторых, глобально проблемы он не решит». Сходного мнения придерживаются и другие собеседники RBC daily. В книжном магазине «Москва» тоже удивлены такой возможностью. «Если неликвидные книги попросту «не доехали» до тех регионов, где они востребованы, почему их надо передавать в библиотеки, вместо того чтобы способствовать появлению там книжных магазинов? Это просто самое легкое решение, которое можно принять, только идя на поводу у обстоятельств», – сказали RBC daily.

Об этом же говорят и в издательстве «Эксмо». «Данная мера совершенно не рыночная. Более того, она не имеет смысла, так как не решает проблемы, а, наоборот, усложняет ее. Так, например, что считать остатками книжной продукции? – удивляется генеральный директор издательства Олег Новиков. – Если и существуют бюджетные деньги, которые можно направить на поддержку книжного бизнеса России, то целесообразно было бы вложить их в развитие розничных и товаропроводящих сетей в регионах, поскольку именно из-за их недостаточного развития большинство населения, особенно в глубинке, ограничено в доступе к имеющемуся ассортименту книжной продукции. Российские издатели со своей стороны делают все возможное, чтобы книга оставалась доступной читателям. Сейчас в стране стоимость книги на порядок ниже, чем за рубежом. При этом уровень полиграфии наших изданий вполне соответствует западным стандартам, и себестоимость качественного издания почти такая же, как за рубежом».

По словам г-на Савича, сегодняшняя ситуация рано или поздно заставит участников рынка пойти на действенные меры. Однако более вероятно, что через несколько лет отечественный книжный рынок станет более привлекательным для иностранных игроков. «Сейчас рынок демонстрирует, можно сказать, нулевой рост, и, по всей видимости, в 2006 г. произойдет его снижение в натуральных показателях и рост по денежным показателям – за счет инфляции, – считает он. – Кардинально что-либо может измениться, если появится крупный западный игрок с сетью на 100–200 магазинов. Либо будет продолжаться постепенное развитие розницы. Это может привести к повышению качества товаропроводящих путей, но не раньше 2012–2015 гг. К этому времени в России будет развитая торговая сеть и ликвидное количество товара. При этом изменится само качество продукта и снизится его потребление, а средняя розничная цена, по нашим подсчетам, к 2008–2009 гг. поднимется до 6–7 долл. за книгу. Это показатель, привлекательный для стратегического инвестора».

Анна Попова

Источник: RBCDAILY.RU






BTL Studio

« предыдущая новость  |  следующая новость »

 
Copyright © 2002-2015,
Агентство стимулирования
продаж «BTL Studio»

Тел: +7 968 439 15 86
e-mail: studio@btl.su
Разработка сайта — ИнтекМедиа  Создание сайта:
«ИнтекМедиа»
CMS Aquilon. Система управления контентом. Content management system.  Технология:
 CMS «Aquilon»
 

При перепечатке материалов или использовании фотоматериалов ссылка на www.btl.su обязательна.