География О компании Услуги Контакты Информация

18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Лечебные гамбургеры

Американские исследователи из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре попытались выяснить, каким образом в продуктах питания получаются идеальные вкус, аромат, цвет и питательные свойства. На основе ряда опытов была разработана математическая модель синтеза жиров, белков, аминокислот и др. Как заявляется, при помощи нее в будущем удастся проектировать на компьютерах продукты питания с заранее определенными потребительскими характеристиками. В этом случае даже неизменные американские гамбургеры станут не только вкусными и питательными, но и полезными. Однако скептики не спешат соглашаться с доводами биологов из Университета Калифорнии и утверждают, что появление идеальной еды невозможно в принципе.

Сложные пищевые продукты состоят из большого количества компонентов, включая разнообразные белки, жиры, витамины, углеводы, аминокислоты и т.д. Помимо этого важное значение играет и вода. Ее роль в переработке ряда производных жиров — липидов стала одним из ключевых положений исследования.

«Взаимодействие липидов с водой влияет на формирование молекулярной структуры пищи. Они помогают выстраивать молекулы аминокислот и жиров в строго ограниченные образования. Открытие этих сложных взаимодействий липидов и воды позволит в будущем наделять продукты заранее прогнозируемыми показателями по калорийности, — рассказывает руководитель группы исследователей из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре Гленн Фредриксон. — Однако сделать это можно только благодаря новому подходу к органической химии, используя при этом методы нанотехнологий и атомной физики».

Экспериментируя с различными термодинамическими условиями, исследователи выяснили, как изменяются водородные связи в молекулах питательных веществ, а также выявили характеристики искажения их кристаллических решеток. Накопив определенный опыт, специалистам удалось построить математические модели, позволяющие на аппаратно-программных комплексах заранее просчитывать свойства пищи. Как утверждается, в модели активно используются методы квантово-механической и полевой теории, с помощью которых выясняются диаграммы фазового состояния системы. «Манипулируя с атомными связями, мы, как из кирпичиков, будем строить продукты с идеальными потребительскими качествами, — продолжает Гленн Фредриксон. — В итоге скорректированная пища может быть не только очень вкусной, но и полезной, и даже производить лечебный эффект».

«Подобные работы ведутся уже достаточ­но давно, — рассказывает РБК daily заместитель директора НИИ питания РАМН Александр Батурин. — Сразу после открытия жиров, аминокислот, белков и т.д. предпри­нимались попытки создать так называемую искусственную пищу». Еще в 1880 году русский ученый Н. Лунин проводил опыты по искусственному синтезу коровьего молока. Он взял определенное количество воды, белков, солей, углеводов и других веществ, смешал их в нужных пропорциях и получил продукт, очень похожий по цвету, вкусу и консистенции на настоящее молоко. Био­лог стал поить им белых мышей. Однако животные протянули на нем всего несколько дней и под конец эксперимента погибли. Оказалось, что продукты содержат не только питательнее вещества, но и другие неведо­мые компоненты, которые впоследствии получили название витаминов. «Открытие витаминов очень способствовало в исследованиях свойств пищи. Многие проблемы были решены, и появились даже биологичес­кие добавки как для животных, так и для человека, положительно сказывающиеся на здоровье, — продолжает Александр Батурин. — Обычно ими пользуются спортсмены. Более того, сейчас в клиниках используются смеси для искусственного кормления больных. К примеру, люди, находящиеся в коме, получают химически синтезированные бульо­ны, содержащие все питательные вещества, а также витамины, необходимые для функционирования организма. В какой-то мере эти же технологии применяются и при разработке заменителей материнского молока. А химики уже получают искусственные витамины, аминокислоты и другие вещества».

По утверждениям Александра Батурина, искусственный синтез продуктов очень важен для разработки космической пищи, предназначенной для дальних миссий, к примеру на Марс, или для обитаемой базы на Луне. Космическая еда должна долгое время сохранять питательные свойства и не портиться. Между тем у таких продуктов есть существенный недостаток. «Я бы не сказал, что она вкусная. Такие продукты проигрывают домашней еде», — говорит эксперт.

Далеки от совершенства и другие продукты, полученные искусственным путем. К примеру, искусственное молоко не содержит антител, живых клеток и гормонов. В нем намного больше белка, алюминия, марганца, железа и соли, из-за чего нагрузка на пищеварительную систему ребенка увеличивается в три раза. Да и полностью искусственным его назвать нельзя, потому как основные компоненты получены из растительных или животных продуктов.

«Еще никому и никогда не удавалось сделать чего-то идеального. Справедливо это правило и для разработки технологий производства продуктов питания, — рассказывает РБК daily профессор кафедры органической химии Московского государственного университета пищевых производств, доктор технических наук Алексей Нечаев. — Наряду с достоинствами они имеют и свои недостатки. И если американским коллегам удастся получить продукты питания с идеальным балансом питательных и вкусовых качеств, то вероятнее всего выявятся какие-то иные недостатки, о которых мы сейчас не предполагаем».

ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ